|
ФОРТЕПИАНО (нем.
Hammerklavier, Klavier; франц. и англ. piano; итал.
pianoforte) - собирательное название клавишно -
струнных молоточковых инструментов - роялей и пианино. В отличие от
клавесина и клавикорда на фортепиано возможен постепенный переход от
piano к forte и от forte к piano
(отсюда название); вместе с тем сравнительно с ними фортепиано - более
звучный инструмент. На фортепиано при нажатии
клавиши обитый фильцем (войлоком) молоточек ударяет по хору струн (в
среднем и верхнем регистрах - по 3,
в басовом - по 2 и 1), от которых отделяется демпфер. Передача энергии
пальца молоточку осуществляется посредством
механики фортепьянной. Механизм правой педали поднимает все демпферы, в
результате чего становится возможным
резонирование струн, и звучание обогащается; при нажатии левой педали
рояля вся механика сдвигается, и
число струн в хоре, по которым ударяют молоточки, уменьшается на
единицу; звучание при этом становится мягче и
глуше (у пианино в тех же целях левая педаль приближает молоточки к
струнам). Все струны стальные (басовые
обвиты медной проволокой), натянуты над резонансной декой; суммарная
сила этого натяжения до 20 тонн. Диапазон
современных фортепиано, имеющих чугунную раму и перекрёстное
расположение струн, - свыше 7 октав, иногда - 8.
Фортепиано изобретено в начале 18 в. почти одновременно мастерами Б.
Кристофори (Италия), Ж. Мариусом (Франция) и К. Г.
Шрётером (Германия). В середине 18 в. усовершенствовано И. А. Штейном
из Аугсбурга и И. А. Штрейхером. Эти
инструменты получили название «Фортепиано» с так называемой немецкой
или венской механикой (непосредственно соединена с
клавишей). В 1770 нидерландский мастер А. Бекерс создал в Лондоне
фортепиано с так называемой английской механикой, которая не была
соединена с
клавишей; оно отличалось более мощным звучанием. Существенное улучшение
в конструкцию фортепиано внесено в 1820-х
гг. С. Эраром, изготовлявшим в Париже рояли с так называемой двойной
репетицией, что способствовало развитию виртуозной
пианистической техники. В России производство фортепиано связано с
деятельностью в 1818 - 1820 гг. мастеров И.
А. Тишнера и К. Вирты. Первые произведения для фортепиано принадлежат
Й. Гайдну, В. А. Моцарту, Л. Бетховену и
некоторым их современникам. Широкое распространение фортепиано с его
разнообразием выразительных возможностей
стало в 19 - 20 вв. творческим стимулом для высокого развития пианизма;
выдвинулись блестящие исполнители в разных
странах и была создана огромная фортепианная литература, в которую
каждая национальная композиторская школа внесла свой вклад. |
Реклама:
|